Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта Фестиваля 360°. Предлагаем вам перейти на новый сайт!
RU EN
При поддержке Правительства Москвы

Дневник фестиваля, день третий - трилогия "Кацци"

Дневник фестиваля, день третий - трилогия "Кацци"

Когда в 1983 году вышел первый фильм трилогии «Кацци», «Койянискаци» (в переводе с языка индейцев хопи «Жизнь, перевернутая с ног на голову»), ему удалось перевернуть многое в наших представлениях и о жизни, и о кино. Фильм долгое время нельзя было увидеть иначе, как «вживую»: Филип Гласс, написавший к нему музыку, гастролировал по всему миру с фильмом и своим оркестром, играющим прямо во время кинопоказа. Доезжал и до нас, правда, тогда «слишком поздно» можно было уже счесть полноценным временным определением. Самое сильное впечатление от фильма можно было получить именно в те восьмидесятые годы, когда он был снят. Сегодня мы уже смотрим его не как откровение о нашей жизни, а просто как выдающееся произведения искусства — если тут возможно определение «просто».

«Койанискаци» не просто так родился в восьмидесятые. Это было время, когда человек перестал бояться прогресса, но всего лишь от него устал. То есть стало понятно, что завтра не взорвется атомная бомба, и человекоподобные роботы не займут наше место на планете Земля, и вообще, все, что напридумывали фантасты, будет с нами не сегодня и не завтра, если будет вообще. Только тогда люди начали оглядываться вокруг и понемногу осознавать, что бояться на самом деле стоит не будущего, а настоящего. Что они живут в городах, задавленные машинами, не видя природы, уничтожая ресурсы, что разрушение, обещанное нам вчера на послезавтра, на самом деле наступает уже сейчас.

Именно это и происходит в «Койанискаци» — оглядывание. Даже не пытаясь связать все, увиденное его камерой, в единый сюжет, Реджио показывает нам бульдозеры, плотины, запруженные людьми улицы городов и облака над Нью-Йорком. Режиссеру важно, чтобы человек ни на секунду не переставал оглядываться, задумываться о жизни, которую ведет. В законченном в 1988-м году продолжении, «Повакаци», камера обращается уже к странам третьего мира — в азиатских деревнях еще можно услышать детский смех и увидеть погруженных в молитву монахов. Но «Накойаци» 2002-го года констатирует окончательную утрату режиссером надежды на человечество. Все это время Реджио надеялся, что рано или поздно мы обратимся обратно к природе. Но к нулевым убедился, что даже если ад больших городов не смог заменить нам природу, то технология — смогла.

Именно потому, что финальная глава прогресса констатирует окончательную невозможность возврата к самому началу, что по Реджио означает нашу неизбежную гибель, сегодня это кино производит еще более сильное впечатление. Но пессимизм Реджио, возможно, все-таки преждевременный. Все-таки в «Койанискаци» — а это фильм, смотреть который обязательно, и с которого, что еще важнее, обязательно начинать — все так же узнается наша повседневная жизнь. Немного бессмысленная в своем копошении, забитая машинами, но все же где бы ты ни был, поднимая взгляд наверх, ты так же видишь облака.

Лиза Биргер

Когда в 1983 году вышел первый фильм трилогии «Кацци», «Койянискаци» (в переводе с языка индейцев хопи «Жизнь, перевернутая с ног на голову»), ему удалось перевернуть многое в наших представлениях и о жизни, и о кино. Фильм долгое время нельзя было увидеть иначе, как «вживую»: Филип Гласс, написавший к нему музыку, гастролировал по всему миру с фильмом и своим оркестром, играющим прямо во время кинопоказа.
Дневник фестиваля, день третий - трилогия "Кацци"
12.10.2013

Возврат к списку

Декабрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Подписаться на рассылку



Организаторы

Партнеры

Генеральный информационный партнер

Информационные партнеры

Спасибо